Курсы английского языка курсы турецкого языка Курсы китайского языка Курсы французского языкакитайский язык курсытурецкий язык IPO - рычаг для рывка
СПб ТЕЛЕКОМ
Корзина  
Сумма: 0.00 руб.
Количество: 0 шт.
e-mail: sales@spbtelecom.ru

ICQ: 436502388
Главная Товары Услуги Как купить Поддержка Карта сайта
СЕРВЕР
ПРОФЕССИОНАЛОВ
В ОБЛАСТИ СВЯЗИ
Имя  Пароль 
Регистрация 
ПОИСК
IPO - рычаг для рывка
 
Поддержка / Статьи / Статьи по безопасности / IPO - рычаг для рывка
 
 

IPO - рычаг для рывка

В течение нескольких последних лет бизнес-сообщество внимательно наблюдает за компаниями-пионерами, решившимися на первичное размещение акций на биржах. Среди высокотехнологичных предприятий России только единицы могут гордо говорить о своем бизнесе как о публичном, то есть честном и прозрачном. Некоторые уже объявили о своих планах проведения IPO, многие к этому готовятся. Сегодня мы предлагаем краткую версию статьи, опубликованной в журнале CNews.

Термин IPO (Initial Public Offering, первичное размещение акций) все чаще и чаще произносится в контексте российской экономической действительности. Частично интерес бизнеса может быть вызван сообщениями об IPO нескольких крупных российских компаний. Последнее отечественное IPO было произведено холдингом АФК «Система», которой принадлежат значительные доли акций МТС (50,4%) и МТТ (50% акций), «Скайлинк» (50% акций). Кроме того, в числе телекоммуникационных активов «Системы» — столичный монополист «Московская городская телефонная сеть» (МГТС), крупнейший альтернативный оператор связи «Комстар — Объединенные Телесистемы» и один из ведущих московских интернет-провайдеров «МТУ-Интел». IPO было проведено на Лондонской фондовой бирже (LSE) в начале февраля. Примечательно, что это крупнейшее IPO, когда-либо совершавшееся российской компанией. Объем размещения составил примерно 19% от уставного капитала компании, а доход — $1,56 млрд.

Согласно комиссии по ценным бумагам и биржам США, сделка именуется IPO, когда компания впервые продает свои акции общественности. Различные толкования IPO определяются целями эмитентов. Это может быть дополнительный выпуск акций на открытом рынке (Follow-ons), публичная продажа крупного пакета действующих акционеров – Secondary Public Offering (SPO), частное размещение среди узкого круга заранее отобранных инвесторов с получением листинга на бирже (Placing). Кроме того, различают прямые публичные размещения от эмитента напрямую первичным инвесторам минуя организованный рынок – Direct Public Offering (DPO) и получение листинга на бирже для акций компании, которыми уже владеют широкий круг инвесторов – представление (Introduction).

Цели и задачи

Выделяют три основные цели проведения IPO. Первая и основополагающая - привлечение существенного финансового капитала на долгосрочной основе. По оценкам экспертов, для стран с высоким устойчивым годовым экономическим ростом отношение привлеченного капитала на биржах к валовому национальному доходу превышает 2% независимо от уровня развития экономики. Россия пока является исключением из этих стран.

Вторая цель первичного размещения акций - справедливая оценка стоимости предприятия. Основными критериями последней являются наличие эффективного регулирования рынка, регулирование корпоративных отношений, свободный доступ инвесторов и высокое качество конкуренции. Под эффективным регулированием понимают исключение манипулирования ценами и рынком, использование инсайдерской информации и устранение фактора монополизации рынка. Регулирование корпоративных отношений подразумевает под собой принятие стандартов корпоративного управления и «прозрачность» информации. Низкие барьеры входа инвесторов и разнообразие механизмов инвестирования являются базовыми для свободного доступа инвесторов. А к высокому качеству конкуренции относят большое количество инвесторов, однородность эмитентов и высокую конкуренцию за деньги инвесторов.

Позиционирование компании как публичного института – третья цель IPO, выделяемая экспертами. Первичное размещение акций подтверждает, что корпоративное управление в компании соответствует принятому стандарту, достигнута информационная прозрачность и компания обладает долгосрочной стратегией развития бизнеса. Кроме того, IPO свидетельствует о том, что у компании есть общественная поддержка: акционеры (в том числе иностранные) могут выступать сильным лоббистским ресурсом. Владимир Иорих, совладелец и гендиректор cтальной группы "Мечел", разместившей ADR третьего уровня на Нью-Йоркской фондовой бирже, отмечает, что привлечение средств для инвестиций было не главной целью проведения IPO, а основной задачей было вхождение в высшую мировую бизнес-лигу.

Top-10 IPO в мире по объему привлеченных средств в 2004 г..

Компания $ млн. % к капитализации
Genworth Financial 2828 20
Semiconductor Manufacturing 1803 47
Google 1666 3
Freescale Semiconductor 1581 20
Huntsman 1385 22
China Netcom Group 1141 12
Dex Media 1008 29
LG. Philips LCD 1008 7
Hutchison Telecom 899 18
Assured Guaranty 882 62

IPO в России: зарождение рынка

Основной проблемой для российского бизнеса является задача долгосрочного привлечения значимого капитала. О существенных потребностях в инвестициях можно судить по объемам привлечения отечественными эмитентами средств на рынке корпоративных облигаций. Так, если в 2001 году нашими корпорациями было эмитировано еврооблигаций на сумму $627 млн., то уже в 2004 году этот показатель составил свыше $10,5 млрд.

Объемы привлечения российскими эмитентами средств на рынке корпоративных облигаций.

Год Еврооблигации российских эмитентов Корпоративные облигации, номинированные в рублях
  Объем, $ млн. 50% объема на срок менее, лет. Макс. срок, лет Объем, $ млн. 50% объема на срок менее, лет. Макс. срок, лет
1998 370 2 2 0 0 2
1999 0 0 0 445 4 5
2000 130 н/д н/д 1051 3 5
2001 627 3 5 846 4 8
2002 4371 5 7 1513 3 10
2003 7972 5 10 2577 3 6
2004 10600 5 30 4917 3 6

В пользу проведения IPO говорят еще следующие факты. Приток инвестиций в фонды, специализирующиеся на акциях развивающихся стран составляет до $1,3 млрд. в неделю, в том числе до $500 млн. направляется в Россию, Польшу, Венгрию и Чехию. Объем торгов облигациями развивающихся стран вырос на 17% в 2004 г. и составил $4,6 трлн. (максимум с 1997 г.). Примечательно, что Россия находится в тройке лидеров по объему торгов, который в 2004 г. составил $357 млрд. (+ 24% к 2003 г.) или 8% объема торгов облигациями развивающихся стран. Приток иностранного капитала на рынки развивающихся стран в 2004 г. вырос на 32% до $279 млрд. а приток капитала в Россию и Турцию вырос на 50% до $97,4 млрд.

Среди ключевых проблем формирования эффективного рынка в России – плохая нормативная защита инвесторов, отсутствие закона об инсайдерской информации, «закрытость» информации. Кроме того, в большинстве компаний не принят кодекс корпоративного поведения. Свободному доступу инвесторов препятствуют отсутствие центрального депозитария и системы национального клиринга, очень слабо развита система инвестирования пенсионных накоплений и венчурного капитала. В одной из важных составляющих формирования эффективного рынка – однородности эмитентов – наблюдается сильный перекос в сторону энергетического сектора.

Интерес растет

Несмотря на ряд проблем, все больше российских предприятий проявляют интерес к IPO. О планах провести IPO за прошедшие 2,5 года заявила 41 компания, из них 6 планируют размещение на российском рынке, 9 – на Западе, остальные – не определились с площадкой. В то же время на 2005 г. запланировали размещение 16 компаний, на 2006 г. – 8, на 2007 г. – 3, на 2008 год – 1, остальные – не определились со сроком. До 10% акций на бирже планирует разместить 1 компания, до 22% - 4, до 25% - 5, до 30% - 2 и до 40% также 2. Впрочем, стоит отметить, что в основном акции российских компаний, планирующих IPO, принадлежат менеджменту или западным компаниям.

Отраслевая структура компаний, планирующих IPO

Источник: ММВБ

Примечательно, что наиболее масштабные планы IPO строят компании пищевой промышленности и металлургии. В то же время только три предприятия связи заявили о своем желании провести размещение акций при том, что абсолютной рекорд среди IPO российских компаний сегодня принадлежит холдингу АФК «Система». В тройку лидеров также входят МТС и стальная группа «Мечел». Замыкает десятку крупнейших российских IPO РБК «Информационные системы».

Рэнкинг российских компаний-эмитентов IPO на основе общего объема размещения

Компания-эмитент Объем IPO, $ Доля акций, % Торговая площадка Дата
1 АФК «Система» 1 566 828 550 19 LSE 11 февраля 2005 г.
2 МТС«Система» 322 728 158 15,4 NYSE 30 июня 2000 г.
3 Стальная группа «Мечел» 291 389 511 10 NYSE 29 октября 2004 г.
4 Концерн «Иркут» 207 090 020 25 NYSE 8 февраля 2002 г.
5 Вимм-Билль-Данн Продукты Питания 126 914 000 23,3 ММВБ и РТС 28 апреля 2004 г.
6 Вымпелком-Коммуникации 110 815 948 30 NYSE 20 ноября 1996 г.
7 Вымпелком-Коммуникации 110 815 948 30 NYSE 20 ноября 1996 г.
8 Седьмой континент 80 668 223 13 РТС 12 ноября 2004 г.
9 Открытые инвестиции 68 822 061 38,5 РТС и LSE 29 ноября 2004 г.
10 Концерн «Калина» 51 864 151 28 ММВБ и РТС 28 апреля 2004 г.
11 РБК «Информационные системы» 13 282 100 16 ММВБ и РТС 18 апреля 2002 г.

В то же время, несмотря на рекордное IPO, мнения об успешности размещения акций «Системы» кардинально различаются. Многие говорят о несомненном триумфе: безусловно – объем IPO – рекордный для российского рынка, а в результате размещения рыночная капитализация холдинга достигла $8,1 млрд., другие же утверждают, что стартовая цена на акции была изначально серьезно занижена. Аналитики считают, что банки Credit Suisse First Boston и Morgan Stanley, которые выступали международными консультантами IPO «Системы» установили стартовую цену как минимум на 20% ниже их реальной стоимости. Это может говорить о том, что российские программы IPO на международных рынках не обладают достаточной гибкостью.

Верная дорога

Тем не менее, не вызывает сомнений утверждение, что размещение акций на торговой площадке существенно повышает инвестиционную привлекательность компании и дает ей новые средства для развития. Так, по данным ММВБ, за последние три года рыночная стоимость корпоративных облигаций выросла в 6,8 раза, значительно чаще стали размещаться крупные займы. Кроме того, постоянно повышается ликвидность российского финансового рынка: объем средств коммерческих организаций на корреспондентских счетах в ЦБ РФ вырос за 2004 год в 2,4 раза до 684 млрд. руб. За этот же период объем средств в пенсионной системе составил около $5,8 млрд. По оценкам кспертов, негосударственные управляющие компании могут до 45% пенсионных накоплений инвестировать в акции ОАО.